Детское непослушание

Пономарева Елена Анатольевна

Должность: педагог-психолог

PonomariovaОбразование: высшее, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный институт компьютерных технологий». Экономический факультет по специальности преподаватель психологии, психолог, год окончания 2014г.

 

Курсы повышения квалификации:

 

- ГАУ ДПО ЧИРО и ПК, 10.04.2018г. - 12.04.2018г., «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС», (16 часов);

 

- Северо - Кавказский федеральный университет «Организация получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общеобразовательных организациях» 14.09.2015г.-25.09.2015 год.

 

Педагогический стаж: 15 лет

 

Адрес электронной почты: fibusia@mail.ru

 

Мое предназначение как педагога-психолога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими, так как гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.

 

Рано или поздно перед каждым из нас встаёт сложный и важный вопрос - выбора профессии и от того, каким будет этот выбор, часто зависит дальнейшая жизнь и судьба человека.

 

Как ни странно, для меня это было легко и просто, «как вспышка молнии», «озарение», которое произошло на лекциях по детской психологии в Анадырском педагогическом педучилище народов крайнего Севера. Именно тогда я уже точно знала, что очень хочу стать психологом. В 2008 году я поступила в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный институт компьютерных технологий» г. Воронежа и в 2014 году окончила институт и получила квалификацию: Психолог. Преподаватель психологии.

 

Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать детей каким-либо делом.

 

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Это и побудило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых форм и методов работы.

 

Для более продуктивного использования времени стараюсь работу с воспитанниками сделать не только познавательной, но и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии.

 

Прилагаю все силы к тому, чтобы детям было интересно. Это позволяет активизировать все психические процессы: восприятие, мышление, память, воображение, способствует росту активности, формирует положительный эмоциональный фон.

 

Детское непослушание – проблема достаточно распространенная, однако решаемая. Для начала необходимо выявить истинную причину непослушания и плохого поведения, затем грамотно на это отреагировать.
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ:
ПРИЧИНА 1: НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: раздражение
Когда ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.
Выход из ситуации:
В этом случае, конечно, не нужно оказывать внимание сразу в ответ на непослушание, тут скорее стоит проигнорировать ребёнка. Увидев, что «плохое» поведении не принесло нужного результата, ребёнок вскоре перейдёт к «мирным» способам завоевания внимания. И тут Вам просто необходимо отреагировать. Придумайте какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки.
Просто оказывайте ребенку как можно чаще положительное внимание.
ПРИЧИНА 2: БОРЬБА ЗА САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: гнев
Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родители пытаются предупредить каждый шаг ребенка. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!
Выход из ситуации:
Уменьшите свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Поймите – Ваш ребёнок - это обособленная личность, имеющая право делать некоторые вещи по-своему. Дайте ему свободы, хотя бы чуть-чуть
ПРИЧИНА 3:   ЖЕЛАНИЕ ОТОМСТИТЬ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: обида
Мы порой не замечаем, что тот или иной наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших взаимоотношений.  К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»
Выход из ситуации:
Задумайтесь, чем Вы могли обидеть своего ребёнка. Поняв причину, постарайтесь исправить ситуацию.
ПРИЧИНА 4:   ПОТЕРЯ ВЕРЫ В СОБСТВЕННЫЙ УСПЕХ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: безнадежность
Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему «все равно», «и пусть плохой, и буду плохой».
Выход из ситуации:
Нужно перестать требовать «полагающегося» поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от «крупных провалов». Необходимо поговорить с воспитателями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.
Родители должны воспитывать не только детей, но и самих себя. Какими же надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание:
Быть терпеливыми;
Уметь объяснять ребенку, почему его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, т.е. быть предельно краткими;
Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется;
Не торопиться с наказаниями;
Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили за хорошее поведение, то одно это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать вашу похвалу.
Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.
Научитесь понимать ребёнка и он, непременно, будет понимать Вас.