Педагог-психолог

Детское непослушание – проблема достаточно распространенная, однако решаемая. Для начала необходимо выявить истинную причину непослушания и плохого поведения, затем грамотно на это отреагировать.
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ:
ПРИЧИНА 1: НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: раздражение
Когда ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.
Выход из ситуации:
В этом случае, конечно, не нужно оказывать внимание сразу в ответ на непослушание, тут скорее стоит проигнорировать ребёнка. Увидев, что «плохое» поведении не принесло нужного результата, ребёнок вскоре перейдёт к «мирным» способам завоевания внимания. И тут Вам просто необходимо отреагировать. Придумайте какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки.
Просто оказывайте ребенку как можно чаще положительное внимание.
Какой бы ни была причина возникновения детской крикливости, появившись, она причиняет много беспокойства окружающим.
Родители всячески стараются успокоить ребенка. Они начинают волноваться, что с его психикой не все в порядке. Их заботит и общественное мнение: кому хочется встречать осуждающие взгляды соседей, слышать их шепоток у себя за спиной?
Чем выше степень обеспокоенности родителей, тем чаще и охотнее дети будут прибегать к такому средству социального воздействия, как крики и вопли. Они без всяких логических умозаключений приходят к выводу о высокой эффективности и надежности крика. Раз таким путем можно быстро добиться желаемого, то следует прибегать к нему снова и снова.
  • Если ребёнка часто критикуют – он  учится  осуждать;
  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
  • Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
  • Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
  • Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
  • Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
  • Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь!
1. Будьте с детьми «сейчас».
Даже если вам кажется, что важнее глажки или стирки на данный момент ничего быть не может – забудьте обо всём этом на пару минут. Ваш ребёнок нуждается в вас сейчас. Это очень серьёзно. Поверьте, если ваши дети просят внимания, то им нужно это именно в то время, когда они просят об этом. Дети живут в настоящем. Это доказано научно. Никакие уговоры, вроде «я сейчас постираю, а потом…» не заставят ребёнка спокойно сесть и дожидаться вас. Они будут страдать. Живите их миром, если хотите достичь взаимопонимания. А мытьё посуды и гладильная доска могут подождать.
2. Не устанавливайте много правил.
Если у вас в семье слишком много правил, то вы всегда будете в «зоне боевых действий». Основные правила, разумеется, должны быть. Например, всегда говорить правду, быть добрыми к другим людям, всегда сообщать о своём местонахождении, не говорить с незнакомцами. Эти правила помогут детям в жизни, но не слишком ограничат их свободу. Если же правил слишком много, то у ребёнка возникает постоянное чувство напряжения и тревоги – вдруг сделаю что-то не так, вдруг не справлюсь, забуду, не сумею. Такая разумная родительская строгость отдаляет от нас наших детей.
Воспитание состоит в передаче ребенку представлений о системе ценностей и жизненных приоритетах, стимуляции развития личности. Воспитательный процесс необходим для адаптации ребенка в обществе, для того, чтобы он смог найти свое место в жизни и стать уверенным в себе, здоровым и счастливым человеком.
К каждому ребенку требуется индивидуальный подход, но существуют и общие принципы воспитания детей:
Не будьте диктатором, не стремитесь подавить личность ребенка, сделать его таким, каким вы хотите его увидеть. Иначе вы воспитаете человека с заниженной самооценкой либо хитреца, привыкшего притворяться, подстраиваться под вас.
К 2 годам жизни у ребенка складывается свой мир, в котором он чувствует себя уверенно и защищено. Изменение социальных стереотипов нарушает состояние малыша, требует напряжения адаптационных механизмов. Типичной картиной состояния, когда ребенок остается один на один в изменившихся условиях, является его приход в дошкольное учреждение.
При первом посещении детского сада малыши обычно выражают негативную реакцию, затем часто замыкаются в себе, становятся пассивными.
Бывает, что после плача и сопротивления во время разлуки с матерью ребенок успокаивается и ведет себя в группе адекватно, однако это спокойствие обманчиво. Оно достигается большим эмоциональным напряжением, и по возвращению домой ребенок либо плаксив и капризен, либо безудержно расторможен.
Длительное стрессовое напряжение не проходит для малыша бесследно: он или заболевает острыми респираторными инфекциями в первые 10 дней пребывания в саду, или демонстрирует невротические реакции (перестает разговаривать, контактировать с другими детьми).
  • Наказание не должно вредить здоровью;
  • если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя;
  • за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
  • лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
  • надо наказывать и вскоре прощать;
  • если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;
  • ребёнок не должен бояться наказания.