Педагог-психолог

Пономарева Елена Анатольевна

Должность: педагог-психолог

PonomariovaОбразование: высшее, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный институт компьютерных технологий». Экономический факультет по специальности преподаватель психологии, психолог, год окончания 2014г.

 

Курсы повышения квалификации:

 

- ГАУ ДПО ЧИРО и ПК, 10.04.2018г. - 12.04.2018г., «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС», (16 часов);

 

- Северо - Кавказский федеральный университет «Организация получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общеобразовательных организациях» 14.09.2015г.-25.09.2015 год.

 

Педагогический стаж: 15 лет

 

Адрес электронной почты: fibusia@mail.ru

 

Мое предназначение как педагога-психолога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими, так как гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.

 

Рано или поздно перед каждым из нас встаёт сложный и важный вопрос - выбора профессии и от того, каким будет этот выбор, часто зависит дальнейшая жизнь и судьба человека.

 

Как ни странно, для меня это было легко и просто, «как вспышка молнии», «озарение», которое произошло на лекциях по детской психологии в Анадырском педагогическом педучилище народов крайнего Севера. Именно тогда я уже точно знала, что очень хочу стать психологом. В 2008 году я поступила в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный институт компьютерных технологий» г. Воронежа и в 2014 году окончила институт и получила квалификацию: Психолог. Преподаватель психологии.

 

Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать детей каким-либо делом.

 

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Это и побудило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых форм и методов работы.

 

Для более продуктивного использования времени стараюсь работу с воспитанниками сделать не только познавательной, но и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии.

 

Прилагаю все силы к тому, чтобы детям было интересно. Это позволяет активизировать все психические процессы: восприятие, мышление, память, воображение, способствует росту активности, формирует положительный эмоциональный фон.

 

Детское непослушание – проблема достаточно распространенная, однако решаемая. Для начала необходимо выявить истинную причину непослушания и плохого поведения, затем грамотно на это отреагировать.
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ:
ПРИЧИНА 1: НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: раздражение
Когда ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.
Выход из ситуации:
В этом случае, конечно, не нужно оказывать внимание сразу в ответ на непослушание, тут скорее стоит проигнорировать ребёнка. Увидев, что «плохое» поведении не принесло нужного результата, ребёнок вскоре перейдёт к «мирным» способам завоевания внимания. И тут Вам просто необходимо отреагировать. Придумайте какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки.
Просто оказывайте ребенку как можно чаще положительное внимание.
ПРИЧИНА 2: БОРЬБА ЗА САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: гнев
Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родители пытаются предупредить каждый шаг ребенка. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!
Выход из ситуации:
Уменьшите свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Поймите – Ваш ребёнок - это обособленная личность, имеющая право делать некоторые вещи по-своему. Дайте ему свободы, хотя бы чуть-чуть
ПРИЧИНА 3:   ЖЕЛАНИЕ ОТОМСТИТЬ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: обида
Мы порой не замечаем, что тот или иной наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших взаимоотношений.  К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»
Выход из ситуации:
Задумайтесь, чем Вы могли обидеть своего ребёнка. Поняв причину, постарайтесь исправить ситуацию.
ПРИЧИНА 4:   ПОТЕРЯ ВЕРЫ В СОБСТВЕННЫЙ УСПЕХ
Вызываемое чувство у родителей из-за непослушания: безнадежность
Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему «все равно», «и пусть плохой, и буду плохой».
Выход из ситуации:
Нужно перестать требовать «полагающегося» поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от «крупных провалов». Необходимо поговорить с воспитателями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.
Родители должны воспитывать не только детей, но и самих себя. Какими же надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание:
Быть терпеливыми;
Уметь объяснять ребенку, почему его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, т.е. быть предельно краткими;
Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется;
Не торопиться с наказаниями;
Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили за хорошее поведение, то одно это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать вашу похвалу.
Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.
Научитесь понимать ребёнка и он, непременно, будет понимать Вас.
Какой бы ни была причина возникновения детской крикливости, появившись, она причиняет много беспокойства окружающим.
Родители всячески стараются успокоить ребенка. Они начинают волноваться, что с его психикой не все в порядке. Их заботит и общественное мнение: кому хочется встречать осуждающие взгляды соседей, слышать их шепоток у себя за спиной?
Чем выше степень обеспокоенности родителей, тем чаще и охотнее дети будут прибегать к такому средству социального воздействия, как крики и вопли. Они без всяких логических умозаключений приходят к выводу о высокой эффективности и надежности крика. Раз таким путем можно быстро добиться желаемого, то следует прибегать к нему снова и снова.
  • Если ребёнка часто критикуют – он  учится  осуждать;
  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
  • Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
  • Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
  • Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
  • Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
  • Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь!
1. Будьте с детьми «сейчас».
Даже если вам кажется, что важнее глажки или стирки на данный момент ничего быть не может – забудьте обо всём этом на пару минут. Ваш ребёнок нуждается в вас сейчас. Это очень серьёзно. Поверьте, если ваши дети просят внимания, то им нужно это именно в то время, когда они просят об этом. Дети живут в настоящем. Это доказано научно. Никакие уговоры, вроде «я сейчас постираю, а потом…» не заставят ребёнка спокойно сесть и дожидаться вас. Они будут страдать. Живите их миром, если хотите достичь взаимопонимания. А мытьё посуды и гладильная доска могут подождать.
2. Не устанавливайте много правил.
Если у вас в семье слишком много правил, то вы всегда будете в «зоне боевых действий». Основные правила, разумеется, должны быть. Например, всегда говорить правду, быть добрыми к другим людям, всегда сообщать о своём местонахождении, не говорить с незнакомцами. Эти правила помогут детям в жизни, но не слишком ограничат их свободу. Если же правил слишком много, то у ребёнка возникает постоянное чувство напряжения и тревоги – вдруг сделаю что-то не так, вдруг не справлюсь, забуду, не сумею. Такая разумная родительская строгость отдаляет от нас наших детей.
Воспитание состоит в передаче ребенку представлений о системе ценностей и жизненных приоритетах, стимуляции развития личности. Воспитательный процесс необходим для адаптации ребенка в обществе, для того, чтобы он смог найти свое место в жизни и стать уверенным в себе, здоровым и счастливым человеком.
К каждому ребенку требуется индивидуальный подход, но существуют и общие принципы воспитания детей:
Не будьте диктатором, не стремитесь подавить личность ребенка, сделать его таким, каким вы хотите его увидеть. Иначе вы воспитаете человека с заниженной самооценкой либо хитреца, привыкшего притворяться, подстраиваться под вас.
К 2 годам жизни у ребенка складывается свой мир, в котором он чувствует себя уверенно и защищено. Изменение социальных стереотипов нарушает состояние малыша, требует напряжения адаптационных механизмов. Типичной картиной состояния, когда ребенок остается один на один в изменившихся условиях, является его приход в дошкольное учреждение.
При первом посещении детского сада малыши обычно выражают негативную реакцию, затем часто замыкаются в себе, становятся пассивными.
Бывает, что после плача и сопротивления во время разлуки с матерью ребенок успокаивается и ведет себя в группе адекватно, однако это спокойствие обманчиво. Оно достигается большим эмоциональным напряжением, и по возвращению домой ребенок либо плаксив и капризен, либо безудержно расторможен.
Длительное стрессовое напряжение не проходит для малыша бесследно: он или заболевает острыми респираторными инфекциями в первые 10 дней пребывания в саду, или демонстрирует невротические реакции (перестает разговаривать, контактировать с другими детьми).
  • Наказание не должно вредить здоровью;
  • если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя;
  • за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
  • лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
  • надо наказывать и вскоре прощать;
  • если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан;
  • ребёнок не должен бояться наказания.